Любой не связанный с инновациями бизнес растет и развивается внутри сообщества конкурентов, что с одной стороны вызывает очевидные трудности, а с другой дает возможность для его эволюции. Учитывая особенности и различные стороны соперничающих компаний, можно добиться такого уровня развития собственного бизнеса, при котором он будет занимать главенствующее место на рынке. Для этого и необходим анализ конкурентной среды отрасли.
Самое правильное решение - это проведение исследований конкурентов еще на этапе разработки. Предварительный анализ позволяет организовать качественное позиционирование компании на основании всех имеющихся фактов о ее конкурентах. Простой пример - учет сильных и слабых сторон соперника позволяет в собственном бизнесе сделать сильную сторону еще более сильной, а от слабых избавиться. В деле сегментации потребителей конкурентный анализ среды также имеет важное значение: вы можете охватить те сегменты аудитории, которые слабо задействованы в деятельности ваших оппонентов на рынке. Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности применения решения на любом этапе развития.
Наиболее известной и широко применяемой методикой является «Принцип пяти сил Портера» или 5p - за авторством гарвардского профессора Майкла Портера, разработанная в 1979 году и до сих пор актуальная. Она включает в себя следующие направления анализа:
Эти пять сил определяют степень конкурентной борьбы в отрасли и ее привлекательность для формирования и ведения бизнеса. Учитывая влияние каждой из них на определенного игрока на рынке, можно сформировать гибкую стратегию для развития и роста. Тем не менее, отрасль по итогам анализа может оказаться непривлекательной для бизнеса и конкуренция в ней не позволит развиваться новым игрокам. Важность конкурентного анализа среды по Портеру трудно переоценить, поэтому целесообразно заказать такое исследование у профессиональных маркетологов еще на начальном этапе.
SWOT-анализ конкурентов — другая перспективная и распространенная методика. Она позволяет исследовать возможности и угрозы для бизнеса, сильные и слабые стороны компании, чтобы в общем и целом определить занимаемое место в конкурентной среде. Сравнительный анализ такого вида формирует общее представление о игроках на рынке и рисует цельную картину их взаимодействия. Для стратегического маркетинга эта картина будет полезна в первую очередь в плане формирования направления для развития бизнеса.
Это самые известные направления в исследованиях, которые конечно же доступны клиентам любого уважающего себя маркетолога. Кроме того можно выделить такие методики как матрицы бизнеса, метод эталонного сравнения (Benchmarking), карты рынка.
Когда бизнес принимает решение использовать определенные методики, неизбежно встает вопрос о формировании стратегии анализа с целью идеально вписать компанию в отрасль и занять в ней главенствующее место. Что для этого нужно?
Одних только результатов в виде стандартизованных матриц с показателями будет явно недостаточно, чтобы в полной мере представить стратегический путь компании на рынок. Проще говоря, необходимо “исследование результатов исследований”, которое позволит выбрать наиболее важные, основополагающие выводы по каждому конкуренту. Для этого в игру вновь вступают профессиональные маркетологи, задачей которых будет являться приведение результатов анализа к единому виду. Что в этом случае получает бизнес?
Во-первых, бизнес получает качественную оценку конкурентной среды. Анализ дает некоторые количественные результаты, в то время как качественные будут формироваться за счет оценки ситуации опытным специалистом. Во-вторых, маркетологи сформируют план действий по трактовке результатов исследований в конкретные мероприятия по достижению целей бизнеса. В итоге компания получает готовую стратегию рыночной борьбы на основании анализа конкурентной среды, и воспользуется ей для становления в отрасли.
Интересуют услуги компании Марко?
Пожалуйста, заполните опросный лист по данной ссылке
Понимание рыночной системы - важный шаг в стратегическом маркетинге, поэтому исследования рынка крайне актуальны для процесса вывода на него новых товаров и услуг. Выгодно ли покупать готовые исследования? Эти и другие моменты мы разберем в данном материале.
Разведка и рекогносцировка местности зачастую играют решающую роль в сражении еще до его начала. Так и в бизнесе важно изучить систему функционирования конкурентов на выбранном рынке, чтобы затем завоевать его с меньшими потерями. Зная сильные и слабые стороны оппонентов, можно развить качества собственной компании в нужном стратегическом направлении. Так можно будет подавить слабых и превзойти сильных конкурентов. Рынок - это постоянная конкуренция, и жалеть кого-либо не имеет смысла. Анализ конкурентной среды позволит понять еще на начальном этапе, способны ли игроки существовать на рынке не мешая друг другу, или же кому-то придется сдать свои позиции в пользу более сильного оппонента.