Фокус-группа

Фокус группы являются самым популярным и результативным методом проведения качественных исследований.

Под фокус-группой принято понимать групповое интервью в форме дискуссии. Данное интервью проводится по заранее разработанному плану. Участниками дискуссии выступают группы типичных представителей отдельных изучаемых частей населения или потребителей. В состав фокус-группы обычно входит 8-10 респондентов. Длительность проведения обычно не превышает 2 часов. Фокус-группы проводятся в специально оборудованном помещении, оснащенном аудио- и видеотехникой и совмещенном с комнатой для скрытого наблюдения.

Фокус-группа направлена на определение отношения участников к определённой проблеме, получение информации о мотивации потребителей, их личном опыте, восприятии объекта исследования.

Ситуации использования фокус-группы

  • Выход на рынок с новым продуктом;
  • Выход на новые сегменты;
  • Разработка позиционирования нового продукта;
  • Разработка рекламной кампании.

Задачи фокус-группы

  • Анализ восприятия продукта (позиционирование);
  • Определение мотивации к потреблению;
  • Определение направлений по модификации существующего продукта;
  • Анализ восприятия рекламной кампании;
  • Выявление возможных схем поведения потенциальных потребителей в отношении нового продукта;
  • Определение возможности появления позитивных и негативных реакций на рекламную продукцию.

Метод фокус-группы обладает возможностью демонстрации продукта, его вкуса, запаха.

Результат проведения фокус-группы

По результатам проведения фокус-группы заказчик получает информацию, отражающую не только стандартное мышление потребителей, но и их глубокие психо-ментальные процессы, креативное сознание, мотивацию к тем или иным действиям, а также демонстрацию процессов социального взаимодействия в контексте заданной темы. Кроме того, заказчику передается видеозапись фокус-группы на DVD и цифровая аудиозапись.

Особенность фокус-групп состоит во взаимном влиянии респондентов, поэтому очень важно верно сформировать группу по психотипу. 

Преимуществом качественных методов, к которым относится фокус-группа, в том, что они позволяют сгенерировать гипотезы и новые идеи. В этом, однако, заключается и основное ограничение качественных методов - они не предназначены для проверки гипотез и должны всегда сопровождаться количественными исследованиями для этих целей.

Организация фокус-группы имеет свои ограничения:

  • непроизвольное выполнение участниками деструктивных ролей, мешающих эффективному получению информации;
  • сокрытие истинных мотивации участников за психологическим механизмом защиты;
  • высокая стоимость.

Специалисты компании «Марко» имеют высокую квалификацию в области маркетинга, психологии и социологии. Мы имеем богатый опыт модерации фокус-групп и регулярно совершенствуем свои компетенции в области проведения качественных исследований.

фокус-группа, метод исследования

Взаимное влияние респондентов друг на друга - неизменная особенность фокус-группы. Для получения валидных данных  важно с ответственностью подходить к выбору участников фокус-группы, осуществлять подбор в зависимости от психотипа.  

Специалисты компании «Марко» имеют высокую квалификацию в области маркетинга, психологии и социологии. Мы имеем богатый опыт модерации фокус-групп, и регулярно совершенствуем свои компетенции в области проведения качественных исследований.

Ольга Лушпиёва Маркетолог-аналитик маркетинговой компании "Марко"

Задайте вопрос эксперту по маркетингу

Код проверки

Нажимая кнопку вы принимаете условия соглашения об обработке персональных данных.

Понимание рыночной системы - важный шаг в стратегическом маркетинге, поэтому исследования рынка крайне актуальны для процесса вывода на него новых товаров и услуг. Выгодно ли покупать готовые исследования? Эти и другие моменты мы разберем в данном материале. 

исследование рынка, анализ рынка, маркетинговый анализ, исследования потребителей, маркетинговые исследования