Излишне говорить о важности интернета для бизнеса тогда, когда этот рынок находится на стадии зрелости. Однако массовое (основная масса людей) понимание интернет-маркетинга слишком узко (даже уже сбытовой функции маркетинга) чтобы оставлять эту тему без внимания. Хороший маркетолог сейчас использует традиционный (Оффлайн) маркетинг как дополнение к интернет-маркетингу.
По данным, предоставленным ВЦИОМ, с 2013 года в России перестало расти число интернет-пользователей. За год их доля не изменилась и по-прежнему составляет две трети граждан - 66%, тогда как в предыдущие годы процент россиян, пользующихся интернетом, постоянно увеличивался. Так, в октябре 2010 года их доля составляла 47%, в 2011-м - уже 53%, в 2012-м - 61%.
По данным на октябрь текущего года, в сеть ежедневно выходят 46% опрошенных, 19% пользуются интернетом несколько раз в неделю или месяц, 1% граждан ответил, что выходят во всемирную паутину крайне редко.
Большинству россиян интернет нужен, прежде всего, чтобы быть в курсе последних новостей о событиях в стране и мире: подобную информацию ищут в сети 82% пользователей. Огромной популярностью пользуются различные медиаресурсы, содержащие музыку, фильмы, книги (80%). Около 77% наших сограждан пользуются электронной почтой, еще 74% общаются в социальных сетях со своими друзьями. По вопросам работы и учебы к глобальной сети с той или иной периодичностью обращаются 70% опрошенных.
Интернет-маркетинг - онлайновый маркетинг, основанный на использовании ресурсов сети Интернет (Финансовый словарь). Т.е. в стандартном понимании является организацией маркетинга в сети Интернет, но не все интерпретируют это понятие полноценно.В силу того, что Интернет обладает уникальными характеристиками, значительно отличающимися от характеристик традиционных инструментов маркетинга. Данная среда характеризуется высокой эффективностью в представлении и усвоении информации, поскольку задействуют максимальное количество органов чувств человека. В нее включены: графика, звук, видео, текст и ссылки для создания нелинейной среды восприятия любой информации. Это значительно повышает возможности маркетинга на любом этапе его реализации.
Развитие любой продукции с помощью традиционного маркетинга подразумевает определенный процесс, состоящий, как правило, из четырех этапов: исследования, стратегический маркетинг, оперативный маркетинг и проверка.
Все этапы тесно связаны друг с другом, последующее выполнение каждого из них ведет к более скрупулезному изучению последующего этапа.
Проверка проводится после использования инструментов оперативного маркетинга с целью анализа проведенных мероприятий. При малоэффективном результате на этом этапе необходимо внести корректировки, основываясь на анализе, затем вновь "запустить механизм".
Маркетинг остается маркетингом вне зависимости от специфики сбытовой сферы. Но все же для полной адаптации маркетинговых процессов необходимо использовать возможности всех сфер.
Из личного опыта хотелось бы отметить соотношение использования маркетинга при адаптации в среде интернет (рис.1).
рис.1
Интернет - это огромная площадка, которая заключает в себе весомый потенциал для проведения маркетинговых исследований. При проведении исследований в Интернете видоизменяются источники получения данных и методы сбора информации.
В зависимости от задач исследования могут быть использованы как первичные и вторичные данные, полученные из интернета, так и их комбинация.
Основными источниками вторичных данных рекомендуется брать готовые маркетинговые исследования, данные официальной статистики, материалы авторитетных изданий, высказывания экспертов. Эффективным инструментом поиска необходимых данных является расширенный поиск, но его эффективность снижается, если не использовать правильный язык запросов.
В том случае, когда не удается извлечь необходимые сведения из вторичных источников, или они неполны, недостаточно точны, недостоверны, или просто устарели, приходится прибегать к сбору первичных данных. Основными методами сбора первичных данных выступают интернет-опросы, наблюдение и проведение экспериментов.
Является аналогом стандартных количественных исследований путем анкетирования или личного интервью с респондентом. Респондент заполняет на специализированном сайте анкету, в которой могут содержаться как открытые, так и закрытие вопросы, а также подразумевает использование демонстрационных материалов.
Преимущество перед традиционным исследованием: в большинстве случаев быстрее и дешевле, особенно при обширной географии. Ошибки по причине человеческого фактора сведены к минимуму.
Ограничения метода:
Невозможно проведение качественных исследований в связи с трудностями определения подлинности полученных данных из-за подделок опросных анкет.
Рекомендации: использовать только проверенные площадки, которые дорожат своей репутацией и осуществляют проверку респондентов.
К этому методу относятся маркетинговые исследования, проводимые фирмами при наличии у них собственного web-сервера. Данные, полученные этим методом могут относиться к поведению посетителей, очередности их переходов по страницам или статистике посещений web-сервера. В случае размещения на сайте поисковой системы, дополнительно могут собираться и анализироваться вводимые пользователями запросы.
Преимущество перед традиционным наблюдением: значительное упрощение сбора информации. Исследуется вся совокупность объектов наблюдения.
Ограничения метода: отсутствие возможности анализа поведения посетителей сайтов конкурентов.
Рекомендации: обязательное применение данного метода сбора информации при наличии личного сайта.
Установление причинно-следственных связей, направленных на эффективный результат.
Преимущество перед традиционным наблюдением: относительно низкая стоимость, высокая скорость проведения и простота изменения элементов эксперимента.
Ограничения метода: невозможно увидеть эмоциональное состояние участника эксперимента.
Рекомендации: необходимо совмещение с традиционным экспериментом для получения более достоверной информации.
Из-за отсутствия затрат и высокой скорости проведения, кабинетные исследования в интернете стали очень популярны. По своей практике можем с уверенностью сказать, что найти в интернете можно всё. В помощь исследователям у поисковых систем существует расширенный поиск (позволяет задать специальные условия поиска) и язык запросов (позволяет убрать из результатов поиска ненужные варианты).
В нашей компании не только любое исследование, но и любой маркетинговый проект (от экспресс-аудита до проектирования сайта) начинается с кабинетного исследования. Это позволяет узнать о рынке из независимого источника (не от Заказчика) разностороннюю и разноплановую информацию, что, в свою очередь, может лечь в основу правильных маркетинговых выводов и решений. Например, при исследовании рынка срезанных цветов очень пригодилось понимание принципов организации розничной точки по продаже срезки, полученных из бизнес-плана. Рынок крайне не прозрачен и поэтому сложен для традиционных способов исследования. Некоторые нюансы, которые невозможно было выяснить из официальных источников статистики и даже из личного интервью с представителями рынка разных уровней (работник теплицы, оптовик, владелец розничного магазина, розничный продавец, покупатель), выявились из обычного кабинетного исследования в интернете.
Интернет стирает границы континентов, позволяя легко и быстро изучать опыт более развитых рынков в других странах, отслеживая актуальные тренды и получая дополнительную информацию для прогнозов.
Что касается анализа конкурентов, то интернет-исследования в этом вопросе просто незаменимы. То, что может не сказать менеджер по продажам при «Тайном покупателе», все то, что не вмещается в рекламных сообщениях, и даже отношения руководителей компании к вопросам сбыта и своим клиентам – всё это можно узнать, применив технологию изучения сайтов конкурентов и образа компании в сети. По нашему опыту, результаты анализа сайтов являются наиболее точной характеристикой конкурентной ситуации на исследуемом рынке.
Интернет делает маркетинг прозрачным. Больше не нужно спрашивать откуда клиент узнал о нас или что ему больше всего понравилось, это за нас сделает система статистики на сайте. Такой инструмент как Яндекс.Метрика позволяет оценить посещаемость сайта, анализировать поведение посетителей и эффективность рекламных мероприятий. Метрика работает по традиционному принципу интернет-счетчиков: код, установленный на страницах вашего сайта, регистрирует каждое посещение, собирая о нем данные. Очень продуктивной функцией Метрики является Вебвизор - он записывает действия посетителей вашего сайта и позволяет просматривать их в режиме «живого видео». Воспользовавшись плеером, вы увидите точное повторение всех действий посетителя на сайте, как если бы смотрели в его монитор: движения мыши, клики, прокрутка страницы, выделение и копирование текста, а так же нажатия на клавиши и заполнение форм.
Методы формирования стратегии предприятия не претерпевают изменений, поэтому подробно в этой статье рассматриваться не будут. Единственное отличие этого этапа маркетинга в учете специфики продвижения в интернете. Основным каналом воздействия, а значит и самым точным отражением стратегии предприятия должен стать корпоративный сайт, так как он исключает искажения в процессе донесения информации, отбрасывая человеческий фактор. Остальная активность компании в интернете должна лишь отражать и подтверждать содержимое корпоративного сайта.
Оперативный маркетинг в интернете заключает в себе реализацию маркетинговой стратегии и отличается от традиционного только инструментарием. Оперативный интернет-маркетинг также включает в себя медиа-планирование, рекламу, PR, аналитику и отчетность, статистику.
Самой важной частью оперативного интернет-маркетинга является создание корпоративного сайта. Мы твердо убеждены, что именно маркетолог должен проектировать сайт, воплощая все грани маркетинговой стратегии в этом инструменте. Визуальная составляющая наравне с содержательной частью должны отражать позиционирование и преимущества компании, ее индивидуальный характер и неповторимый стиль.
С приходом интернета старые потребительские привычки обрели новые очертания: советы друзей и знакомых теперь в сознании потребителей заменились отзывами о продукте. Поэтому особое внимание маркетологу стоит уделить сбору отзывов от своих клиентов, который будет не только отражать фактическую ситуацию, но и будет полезен для потенциальных потребителей. Хотя велик соблазн написать отзывы самостоятельно, ни в коем случае это делать нельзя. Лучше потребителями воспринимается отсутствие отзывов, нежели «сладкие» подделки. Важным моментом здесь является то, что корпоративный сайт является не единственным местом, где можно обнаружить отзывы о компании/продукте. Специальные сайты для отзывов, справочники, социальные сети, сайты с подходящей тематикой – все это может стать площадкой для «неконтролируемых» отзывов. Важно в этой ситуации выработать стратегию ответа на отзывы, как положительные так и отрицательные, и периодически мониторить ситуацию. Еще один существенный момент: необходимо научиться отличать просто негативный отзыв от спланированной информационной атаки заинтересованными лицами. Самостоятельно бороться с атакой настоятельно не рекомендуется, поскольку это требует умений и ресурсов, которыми обычный маркетолог не обладает – обратитесь в специализированную компанию, которая осуществляет работу по противодействию черному PR.
Ниже приведем ряд инструментов, которые подтвердили свою эффективность в том числе и на нашей практике:
Помимо прямых заявок от клиентов, правильное размещение на досках (хотя бы с размещением ссылки на сайт) способствует повышению позиций сайта в поисковой выдаче.
Из недавних работ по продвижению сайтов выделился проект по разработке рекламной кампании в интернете для предприятия малой энергетики. Нашими специалистами была разработана рекламная кампания в контекстно-медийной сети, по результатам которой рост заявок от клиентов не заставил себя ждать - в первый месяц после старта рекламной кампании было получено более 20 заявок со средней стоимостью 7 500 000 рублей, выручка компании по результатам составила 18 000 000 рублей;
Основой успешного лендинга является правильный выбор логического скелета страницы. Структура логических скелетов зависит от осознанности потребности в продукте, уникальности самого предложения и конкурентной ситуации.
На сегодняшний день структура APBC является одной из самых популярных логических структур. При соблюдении правил организации информации на посадочной странице потенциальный покупатель, попавший на данную страницу,в большой вероятностью купит товар.
Наши максимальные показатели конверсии из посетителя в покупателя – 19% при первой (тестовой) рекламной кампании (potok-group.ru)
В разделе “Pain” важно указывать реальные проблемы, с которыми связывается большинство потребителей данного продукта.
Также, если имеются какие-либо серьезные последствия, усугубляющие проблемы, связанные с покупкой или использованием продукта, их стоит указать сразу после "Pain"(желательно визуализировать). Но не стоит забывать, что последствия должны быть максимально реальными, иначе данный ход негативно отразится на эффективности инструмент в целом.
Интересуют услуги компании Марко?
Пожалуйста, заполните опросный лист по данной ссылке
В отличие от всех «интернет-маркетологов» и «агентств комплексного маркетинга», мы не привязаны к 1-2 инструментам продвижения, а подбираем на основе исследования и стратегии те, что наиболее эффективны именно для вашего рынка: онлайн и оффлайн реклама, PR и рассылка, прямые продажи, мероприятия и пр. Аутсорсинг отдела маркетинга – уникальная для РФ услуга от компании Марко.
Клиент сначала покупает услугу, а только потом видит результат. Поэтому при продвижении услуги следует уделить внимание получению кредита доверия от клиента. Вызывает доверие только фирма, про которую говорят. Стиль, сайт, логотип — всё должно быть сделано достойно. Следует уделить внимание сертификатам, отзывам, портфолио с фото в стиле «до-после» и другим свидетельствам качества сервиса.